Отчет о конференции | ENOG 11

Отчет о конференции

Региональная конференция ENOG 11/RIPE NCC проходила с 7 по 8 июня 2016 года в московском Гранд-отеле Marriott. В конференции приняли участие 550 человек из 13 стран, в том числе 518 – из России.

Организатором конференции выступили RIPE NCC и MSK-IX, а спонсорами – «Технический Центр Интернет», Netnod и NL-ix.

Конференцию открыл руководитель российского домена верхнего уровня Андрей Воробьев, который отметил значительный прогресс в развитии ENOG. По его словам, организация была готова к работе с IPv6, и именно по этой причине первоначально открылись возможности взаимодействия с RIPE. Он отметил, что на последней конференции, посвященной суверенитету Интернета, был разработан документ, содержащий предложения для передачи правительству. В этом документе подчеркивалась важность IPv6 для Интернета вещей.

Приветствуя участников от имени MSK-IX, Алексей Платонов (руководитель TCI) сообщил о двух проектах своей организации: новом журнале о важнейших аспектах инфраструктуры Интернета под редакцией Андрея Робачевского и новой платформе, позволяющей исследователям изучать среду Интернета. По его мнению, несмотря на такие инициативы как RIPE Atlas, российский Интернет мало изучен, что и послужило причиной этой инициативы.

Андрей Туманов, представляющий парламент РФ, выступил с кратким приветствием и говорил о роли правительства в обеспечении соблюдения правил Интернета.

На первом пленарном заседании Штефан Майндерс представил вниманию собравшихся тенденции Интернета и заметил, что со временем уменьшается количество сетей, обеспечивающих большую часть интернет-трафика. В 2007 году 50 % трафика обеспечивали тысячи ASN, в 2009 – 150 ASN, а к 2016 году нужды 70 % трафика покрывали только 10 сетей.

На тему интернет-измерений проводился круглый стол, в котором приняли участие Лука Сани, Александр Асимов, Александр Исавнин, Кристиан Тойшель и Штефан Майндерс. Участники рассказали, что именно они измеряли и обсудили возможности сотрудничества со взаимным использованием результатов своих исследований. Измерения Интернета проводились по самым разным причинам: от повышения эффективности интернет-провайдеров до получения данных, точнее отражающих состояние экосистемы. Кристиан пояснил, что сообщество поручило RIPE NCC организовать сеть RIPE Atlas, которая в первую очередь предназначалась для интернет-провайдеров. Однако, по мере накопления получаемых данных, среди заинтересованных сторон вероятно окажутся контролирующие и другие государственные органы.

Второй день работы был очень насыщенным. Были представлены доклады на самые разные темы, в том числе – о нескольких судебных делах, повлиявших на сети России, о переходе на IPv4 в регионе, новых gTLD и стабильности системы корневых серверов, а также рассмотрены наиболее известные ASN, подвергшиеся злоупотреблениям.

Во второй половине дня Луи Пузен рассказал о своей работе над сетью «Циклада» в период становления Интернета. Затем он сосредоточил внимание на проекте OpenDNS, который, по его мнению, представляет собой будущее Интернета.

На конференции было также представлено несколько докладов на тему точек обмена трафиком. Егор Дробышев поделился новостями SEA-IX, Томас Кинг рассказал о пиринговых услугах IXP, Константин Чумаченко предложил свою точку зрения на будущее точек обмена, а Тимоти Дентин изложил свои рекомендации по расширению деятельности IXP.

Аксель Павлик рассказал, что нового в RIPE NCC. В его докладе, кроме прочего, говорилось об усилиях этой организации связать между собой членов на местном уровне и осмыслить изменяющийся характер членства. Андреа Чима рассказала об изменениях политики в регионе, обслуживаемом RIPE NCC.

Доклады были представлены на английском и русском языке. Участники имели возможность воспользоваться оборудованием для синхронного перевода. С докладами можно ознакомиться, воспользовавшись архивом и видео заседаний, которые доступны на английском и русском языке на канале YouTube ENOG.

Представители RIPE NCC также обратились к участникам с просьбой предоставить отзывы для улучшения последующих конференций.

Региональная конференция ENOG 12/RIPE NCC пройдет в Ереване (Армения) 3—4 октября 2016 года.

Meeting Report | ENOG 11

Meeting Report

The ENOG 11/RIPE NCC Regional Meeting took place from 7-8 June 2016 at the Moscow Marriott Grand Hotel in Moscow, Russia. A total of 550 attendees from 13 countries participated in the meeting, 518 of whom were from Russia.

The meeting was hosted by the RIPE NCC and MSK-IX and sponsored by Technical Centre of Internet, Netnod, and NL-ix.

The meeting was opened by Andrei Voarbiov, CEO of ccTLD for .ru, who noted how far ENOG had come since it had started. He said his organisation was IPv6-enabled and this was where a lot of their overlap with RIPE came from. He noted that at the last Internet sovereignty conference, a document had been developed with proposals that would be passed to the government that highlighted the importance of the IPv6 for the Internet of Things.

Welcoming attendees on behalf of MSK-IX, Alexsey Platonov, CEO of TCI, announced a couple of projects his organisation was undertaking: a new magazine on critical Internet infrastructure that was edited by Andrei Robachevsky, and a new platform that would allow researchers to study the Internet environment. He said the Russian Internet was under-studied (despite initiatives like RIPE Atlas) which was why they were launching the initiative.

There was also a brief welcome from Andrei Tumanov of the Russian Federation Parliament, who spoke about the government’s role in enforcing rules online.

In the opening plenary, Stefan Meinders presented some Internet trends, noting that the number of ASNs delivering the majority of Internet traffic was decreasing over the years – thousands of ASNs made up 50% of the traffic in 2007, by 2009 150 ASNs made up 50% of traffic, and by 2016 just 10 ASNs made up 70% of traffic.

There was a panel on Internet measurements featuring Luca Sani, Alexander Asimov, Alexander Isavnin, Christian Teuschel and Stefan Meinders. The participants explained what they were measuring and discussed the possibility of collaboration to correlate their findings. Addressing the question of why they were measuring the Internet, the answers ranged from making ISPs more efficient to the available data not being representative of the ecosystem. Christian explained that in the RIPE NCC’s case they had a mandate from the community to run the RIPE Atlas network and while it was of immediate use to ISPs, as their measurements developed, the list of people interested would likely include regulators and other government stakeholders.

The second day contained a packed agenda with a range of presentations – topics included an overview of some legal cases affecting networks in Russia, an update on IPv4 transfers in the region, new gTLDs and the stability of the root system, and an examination of the top misused ASNs.

In the afternoon, Louis Pouzin presented on his work in the early days of the Internet on the French Cyclades network and went on to talk about the Open DNS project as a future path for the Internet going forward.

There were a number of IXP presentations at the meeting. Egor Drobyshev gave an update from SEA-IX, Thomas King presented on IXP peering services as a commodity, Konstantin Chumachenko gave his view on the future of IXPs and Timothy Dentin offered some advice on how to grow an IXP.

Axel Pawlik gave an update from the RIPE NCC, explaining (among other things) their efforts to connect with members on a more regional level and also to understand the changing nature of their membership. Andrea Cima also provided an update on the latest policy developments in the RIPE NCC service region.

The meeting presentations were given in English and Russian. On-site translation facilities were provided to attendees. The presentations are available in the archive and session videos in both English and Russian are available on the ENOG YouTube Channel.

The RIPE NCC also requested feedback from attendees on how it could improve further meetings. Feedback could also be given through an online survey.

The ENOG 12/RIPE NCC Regional Meeting will take place in Yerevan, Armenia from 3-4 October 2016.