Отчет о конференции — ENOG 14

Отчет о конференции

Региональная конференция ENOG 14/ RIPE NCC прошла в Минске (Беларусь) 9–10 октября 2017 года. Общее количество участников составило 216 человек, в том числе 94 – из Беларуси. В работе конференции также приняли участие специалисты из 18 стран, в том числе из России, Украины, Армении, Германии, Нидерландов, Молдовы, Великобритании и Чешской Республики.

Организатором конференции выступили RIPE NCC и Hoster.by, спонсором – ISOC («золотой спонсор»).

Председатель ПК ENOG Сергей Мясоедов открыл конференцию, после чего сразу начались практические занятия. Первое практическое занятие – «DNSSEC. Руководство оператора домена» – проводил Филипп Кулин (DIPHOST). Второе занятие под названием «Наработанные методы в BGP для IPv6» был подготовлен Натали Тренаман и Массимилиано Стуччи из RIPE NCC.

После практических занятий было проведено официальное открытие ENOG 14. Серж Радовчич (RIPE NCC) представил Найджела Титли и Дмитрия Быкова – членов исполнительного совета RIPE NCC, которые присутствовали на конференции, и Ганса Петера Холена – председателя RIPE. Серж огласил статистику присутствующих и поблагодарил спонсоров мероприятия.

Затем Сергей Повалишев (учредитель и генеральный директор Hoster.by) поблагодарил участников и отметил, что с ENOG 14 в Беларуси началась «Неделя Интернета». Наконец, Сергей Мясоедов рассказал о программе ENOG 14 и обратил внимание на различные каналы связи конференции (в том числе неофициальную группу Facebook и канал Telegram).

Аксель Павлик (управляющий директор RIPE NCC) описал роль своей организации и упомянул о ее деятельности в Беларуси и подрегионе в целом, рассказав подробнее о привлечении внешних заинтересованных сторон и заключении меморандумов о взаимопонимании со сторонними организациями. Далее Аксель предложил обзор услуг RIPE NCC, предоставляемых членам организации и интернет-сообществу в целом, упомянув различные стипендиатские программы, измерения и статистические службы Интернета, а также инструменты онлайн-обучения. В заключение Аксель призвал участников представить свои отзывы о конференции ENOG и услугах RIPE NCC. В заключение Аксель призвал участников представить свои отзывы о конференции ENOG и услугах RIPE NCC.

Акселя попросили, чтобы в RIPE NCC предусмотрели способ распределять баллы («кредиты») RIPE Atlas между зарегистрированными ЛИРами. Говоря о развертывании IPv6 со стороны RIPE NCC, Бахром Насирджанов (TT Mobile) предложил следовать модели App Store: требовать, чтобы все приложения были совместимы с протоколом IPv6. Аксель ответил, что развертывание IPv6 – коммерческое решение, и RIPE NCC пытается содействовать его внедрению. Другой участник предложил, чтобы в RIPE NCC наладили контакт с китайским правительством с целью обеспечить совместимость сделанных в Китае устройств с IPv6. На это Аксель ответил, что RIPE NCC не может влиять на китайское правительство, но с радостью будет сотрудничать с APNIC для развертывания IPv6 в регионе.

После ENOG 13 в Санкт-Петербурге измерения и статистика Интернета во второй раз оказались самой популярной темой докладов. Первый доклад на эту тему под названием «Страновый обзор Беларуси в региональном контексте» представил Кристиан Тойшел (RIPE NCC). Кристиан проанализировал динамику развития Интернета в Беларуси и соседних странах, опираясь на данные RIPE NCC, и сопоставил ее с экономическими данными соответствующих государств. Он продемонстрировал, что наблюдаемые тенденции определенным образом влияют на Беларусь. Кристиан также представил новый проект RIPE NCC – статистические отчеты по странам.

Его спросили, можно ли использовать функцию страновых отчетов для получения информации о российском рынке. Докладчик ответил, что в его презентации представлен прототип более совершенной функции, о которой будет подробнее рассказано на предстоящей конференции RIPE.

Олег Муравский (RIPE NCC) представил обновленную информацию о Службе маршрутной информации (RIS) RIPE NCC. Он описал структуру службы и ее цели, рассказал о развитии ее архитектуры с 1999 года и о принципах ее работы, объяснил способы получения доступа к собранным данным (включая интеграцию в RIPEstat) и провел наглядную демонстрацию. Он упомянул о публикациях RIPE Labs, основанных на работе RIS. В конце доклада он призвал желающих поучаствовать в проекте и объяснил, как это сделать. Когда Олега спросили о максимальном количестве запросов в RIPEstat, Кристиан Тойшел ответил, что единственное ограничение – не более восьми одновременных запросов.

Александр Азимов (Qrator Labs) в блиц-докладе «Измерения как путь к прозрачности» выразил мысль о том, что измерения Интернета полезны для клиентов, выбирающих конкурентоспособные услуги. Он подтвердил свою точку зрения примером, сравнивая несколько анонимных служб предотвращения DDoS-атак, которые используют показатели RIPE Atlas.

Гаэль Эрнандес (Packet Clearing House) представил результаты анализа почти 2 миллионов операторских соглашений о взаимном подключении 2016 года и сравнил их с аналогичными результатами 2011 года. Он отметил, что страны со слабым госрегулированием (США, Канада, Финляндия) пользуются большой популярностью в плане пиринга. Страны с бóльшим регулированием (Россия, Украина, Румыния) не так популярны, а государства с сильным регулированием (Китай, Таиланд) обычно не используются для организации пиринга.

В своем докладе «Мониторинг российских точек обмена трафиком через Looking Glass» Егор Дробышев объяснил методы сбора важных показателей точек обмена трафиком (IXP), таких как количество участвующих AS, размер общих участников между различными IXP и количество анонсированных маршрутов между ними.

Другая презентация на популярную тему пиринга и точек обмена, которую представил Кристоф Дитцель (DE-CIX), называлась «Обнаружение аварий на пиринговой инфраструктуре». Кристоф впервые рассказал о технологии DE-CIX для мониторинга, определения, локализации и последующего измерения воздействия перебоев. Он также отметил, что те, кто наиболее страдает от перебоев, о них чаще всего не сообщают.

Протокол IPv6 остается одним из самых популярных тем обсуждения. Денис Михлевич (АО «Волгатранстелеком», стипендиат ENOG), в своем блиц-докладе «реализация IPv6 в ТТК-Волга» поделился опытом развертывания IPv6. Ян Жорж («Общество Интернета») продемонстрировал результаты, полученные Go6lab (Словения) при тестировании методов NAT64 и DNS64 и осветил различные проблемы в работе. Для их диагностирования он предложил использовать средство NAT64Check, предлагаемое Go6lab.

Мартин Леви (Cloudflare) описал, как его компания стимулировала переход всех клиентов на IPv6, продемонстрировал значительное влияние протокола в мировом масштабе и предложил статистику проникновения IPv6 в зависимости от операционной системы, типа устройства и местоположения. Он также рассказал о развертывании DNSSEC и TLS 1.3 на платформах Cloudflare. Еще один посвященный DNS доклад – «Построение и эксплуатация глобальной сети DNS Anycast» – предложил Гаэль Эрнандес. Он описал структуру сети DNS Anycast, обеспечиваемой Packet Clearing House (корневые DNS-серверы D и E), и освятил особенности организации и эксплуатации в этой сети.

В блиц-докладе Тараса Гейченко (ООО «Хостмастер») описывалась ситуация с протоколом RDAP (заменяющего собой устаревший протокол WHOIS) и многоязычная информация. Тарас признал, что до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы, связанные с определением языков.

На конференции также часто обсуждалась маршрутизация. Кирилл Малеванов (Selectel) сообщил о проблемах, с которыми его компания столкнулась во время случайного захвата ее префикса (prefix hijacking) другим оператором, и поделился своим мнением о том, как решить этот вопрос в будущем. Александр Азимов коротко сообщил о том, что состояние протокола BGPSec, наконец, сменилось с «проекта» на «RFC» и объяснил, почему это важно. Единственный доклад на тему безопасности – «Эксплуатация безопасной сети (последствия шифрования)» – представил Игнас Багдонас (Equinix). Игнас сосредоточил свое внимание на воздействии полного шифрования на различные сетевые технологии, описал общие тенденции, усилия IETF по разрешению трудностей и призвал к активному обсуждению этой темы.

Новой темой конференции ENOG стал Интернет вещей (IoT). Карстен Борманн (Universität Bremen TZI, IETF CoRE WG, IRTF T2T RG) рассказал об истории IoT и подчеркнул важность соответствующего интернет-протокола. В его докладе также были проанализированы актуальные модели внедрения и протоколы. В заключение было отмечено, что безопасность играют решающую роль в развитии IoT. Заседание единомышленников в конце первого дня работы конференции было посвящено IoT. Заседание проводил Алекс Семеняка (RIPE NCC). Он описал работу над IoT сообщества RIPE и спрогнозировал создание рабочей группы IoT на конференции RIPE 75 в Дубае. Антон Басков поделился своим мнением о важности технологий IoT для деятельности операторов. Затем последовало оживленное обсуждение, по результатам которого были сделаны основные выводы о важности унификации протоколов и вовлечения в работу поставщиков оборудования.

Антон Макаров (Gateflow) говорил о технологии SDN на примере своей работы «SDN как транспорт в телекоме – накопленный опыт». В докладе объяснялось, почему первоначальные подходы SDN к транспортным сетям потерпели неудачу и как SDN все шире используется в крупных компаниях связи.

Последней живо обсуждаемой темой было блокирование транзитного контента. Обсуждение началось с круглого стола, посвященного «Влиянию блокировки контента на инфраструктуру Интернета». В начале Алекс Семеняка сделал несколько утверждений, способствующих плодотворной дискуссии (никакой политики; иногда блокировка может быть соответствующей мерой; масштаб блокирования должен быть адекватным и не должен нарушать человеческих и гражданских прав). Кроме того, он предложил обзор способов блокировки контента и документов, используемых в различных странах (в том числе Генеральной Ассамблеей ООН, Европейским судом по правам человека, Советом Европы, ОБСЕ, ISOC, IETF, EFF).

Филипп Кулин рассказал об актуальных методах блокировки в России, описал систематические ошибки надзорных органов и проблемы, возникающие вследствие этих ошибок. Он упомянул о возможных путях развития этих методов и предупредил о последствиях для деятельности операторов.

Следующий докладчик – Артём Гавриченков (Qrator Labs) – описал техническую сложность развертывания DPI в транспортной сети высокой пропускной способности. Другой участник круглого стола – Антон Басков –  выразил уверенность в том, что эффективность блокирования транзитного контента сейчас низкая и будет еще ниже, пояснив это на примере принятых и разрабатываемых стандартов Интернета. Он сделал вывод о том, что единственный способ обеспечить такое блокирование – это  повсеместное развертывание мониторинга, что стало бы тяжелым финансовым бременем для отрасли Интернета. В заключение он сказал, что самый эффективный способ достичь целей блокирования – сочетать простые технические подходы с оперативно-разыскной деятельностью и расследованием правоохранительными органами.

В конце заседания Юрий Каргаполов огласил список административных вопросов, возникших по причине необходимости блокирования Интернета, попытался примерно оценить стоимость их решения и заявил, что нужно свести к минимуму действия в Интернете и довести до максимума действия в реальной жизни, чтобы повысить эффективность таких намерений.

Александр Исавнин и Алексей Саморуков представили доклад «Сопутствующий ущерб цензуры в Интернете». Александр коротко проанализировал блокирование содержимого в контексте архитектуры сети IP и подробно описал общее с Алексеем понимание вреда, нанесенного сегодняшней практикой блокировок в России. Он призвал сообщество самоорганизоваться, чтобы предотвратить упомянутый вред.

На ENOG 14 впервые была представлена Стипендиатская программа, начатая RIPE NCC. Выбрали четыре стипендиата: Кристину Хакобян, Ушу Сетури, Бахрома Насирджано и Дениса Михлевича. Они все активно участвовали в обсуждении с места, а Денис Михлевич подготовил блиц-доклад, который очень понравился присутствующим.

Доклады были представлены на английском и русском языке. Участники имели возможность воспользоваться оборудованием для синхронного перевода. Доклады доступны в архиве, а видео заседаний на английском и русском языке можно посмотреть на на канале ENOG в YouTube.

Региональная конференция ENOG 15/RIPE NCC пройдет 4–5 июня 2018 года в Москве, Россия.

Meeting Report – ENOG 14

Meeting Report

ENOG 14/RIPE NCC Regional Meeting took place October 9-10, 2017 in Minsk (Belarus). A total of 216 attendees participated in the event, 94 of them from Belarus. The meeting also saw attendees from Russia, Ukraine, Armenia, Germany, the Netherlands, Moldova, Great Britain, and Czech Republic – in total, from 18 countries.

The meeting was hosted by the RIPE NCC and Hoster.by and sponsored by ISOC (gold sponsor).

ENOG PC Chair Sergey Myasoedov opened the meeting, which immediately led to the tutorials. Tutorial 1, DNSSEC Operator’s Guide, was run by Philipp Kulin (DIPHOST). Tutorial 2, Best Practices in IPv6 BGP, was run by Nathalie Trenaman and Massimiliano Stucchi from the RIPE NCC.

The formal opening of ENOG 14 followed the tutorials. Serge Radovcic (RIPE NCC) introduced Nigel Titley and Dmitry Burkov, the RIPE NCC Executive Board members in attendance, and Hans Petter Holen, the RIPE Chair. Serge also highlighted the attendance statistics and also thanked the sponsors of the event.

Sergey Povalishev (founder and CEO of Hoster.by) then thanked the attendees and noted that ENOG 14 opened The Internet Week in Belarus. Finally, Sergey Myasoedov reviewed the agenda of ENOG 14 and drew attention to ENOG’s various communication channels (including the unofficial Facebook group and Telegram channel).

Axel Pawlik, (RIPE NCC Managing Director) described the role of the RIPE NCC and mentioned RIPE NCC activities in Belarus and in the sub-region as a whole, accentuating the organisation’s external engagement activities and Memoranda of Understanding with third parties. Axel went on to present an overview of RIPE NCC services to its membership and to the Internet community at large, including various fellowship programmes, Internet measurement and statistical services and online learning tools. Axel ended with a call for the attendees to provide feedback concerning the ENOG meeting and the services of the RIPE NCC.

Axel was asked that the RIPE NCC provide a way to distribute RIPE Atlas credits among a group of registered LIRs. Referring to the RIPE NCC’s support of IPv6 deployment, Bakhrom Nasirjanov (TT Mobile company) suggested a method of encouraging IPv6 deployment would be to follow the app store model of requiring of IPv6 compatibility in all apps. Axel replied that IPv6 deployment is a business decision and that the RIPE NCC is trying to encourage deployment. Another audience member suggested to Axel that the RIPE NCC pursue a policy of communication with the Chinese government to ensure devices manufactured in China include IPv6 compatibility. Axel replied that the RIPE NCC has little influence on the Chinese government but it would happily collaborate with APNIC to support IPv6 deployment in the region.

For a second time (after ENOG 13 in Saint-Petersburg), Internet measurements and statistics became the most popular presentation topic. The first talk on this topic, “Country View on Belarus with Regional Context” was presented by Christian Teuschel (RIPE NCC). Christian analysed the dynamics of the Internet development in Belarus and neighbouring countries using RIPE NCC data sets and correlated it with the economic data for those countries. He showed that there are fallouts from trends for Belarus. He also presented the new project by the RIPE NCC, the Country Statistics Reports.

Christian was asked if the country reports function could be used to produce similar reports for the Russian market. He replied that his presentation featured the prototype of a more extensive function that would be presented at the upcoming RIPE Meeting.

Oleg Muravskiy (RIPE NCC) gave an update on the RIPE NCC Routing Information Service (RIS). He described the structure of the service and its goals, presented the architecture evolution from 1999 and the operation procedures, explained how the gathered data can be accessed in different ways (including the integration into RIPEstat) and made a live demo. He mentioned publications on RIPE Labs made on the basis of RIS. At the end of the talk, he urged those wishing to join the project and explained how to do it. When Oleg was asked about the maximum request limit for RIPEstat, Christian Teuschel replied that the only limit is no more than eight concurrent requests at a time.

Alexander Asimov (Qrator Labs) in his lightning talk, “Measurement as a Key for Transparency”, expressed the idea that Internet measurements can be valuable for customers choosing competitive services, and illustrated his point by comparing several anonymised anti-DDoS services using RIPE Atlas measurements.

Gael Hernandez (Packet Clearing House) presented his results of analysing almost two million interconnection agreements from 2016 in comparison with analogous results from 2011. He noted that countries with fewer numbers of regulations (USA, Canada, Finland) are more popular for peering; more regulated countries (Russia, Ukraine, Romania) are less popular; and highly regulated countries (China, Thailand) usually are not selected as points to peer.

Egor Drobyshev, in his presentation “Observing Russian Exchange Points Through Looking Glass” explained the techniques to gather some important Internet Exchange Points’ (IXP) indicators like number of ASes participating, the size of common participants between different IXPs and number of routing announces between them.

Another presentation following the popular ENOG topic of peering and IXPs, “Detecting Peering Infrastructure Outages”, was presented by Christoph Dietzel (DE-CIX). Christoph introduced DE-CIX’s technology for outage monitoring, detection, disambiguation and localisation and subsequent measurement of the impact of outages. He also pointed out that most affected parties seem to not report the majority of outages.

IPv6 remains one of the most popular subjects of discussions. Denis Mikhlevich (JSC “Volgatranstelecom”, ENOG Fellow), in his lightning talk “IPv6 Implementation in TTK-Volga network”, shared his operational experience of IPv6 deployment. Jan Zorz (Internet Society) showed the results obtained in the Go6lab (Slovenia) testing NAT64 and DNS64 approaches and showed different existing operational issues. He proposed using the tool NAT64Check, by Go6lab, to reveal them.

Martin Levy (Cloudflare) described how Cloudflare encouraged all customers to migrate to IPv6 and demonstrated the significant consequences on the world scale, and gave some numbers concerning IPv6 penetration depending on the operating systems, device types, and geography. He also covered the DNSSEC and TLS 1.3 deployment on Cloudflare platforms. Another presentation devoted to DNS, “Building and Operating a Global DNS anycast Network”, was made by Gael Hernandez. He described the structure of DNS-anycast network by PCH (D-root and E-root DNS servers) and explained the operational and architectural considerations in this network.

A lightning talk by Taras Geychenko (Hostmaster LLC) depicted the situation with RDAP protocol (the replacement of the obsolete WHOIS protocol) and multi-language information. Taras admitted that there are still some issues with the language recognition that need to be resolved.

The theme of routing also featured at the meeting. Kirill Malevanov (Selectel) reported the challenges they encountered during the unintentional hijacking of their prefix by another operator, and rolled out his view how to address this in the future. Alexander Azimov made a short message that BGPSec has finally changed the status from “Internet draft” to “RFC”, and explained why it is important. The only talk dedicated to security (“Operating a Secure Network (Effects of encryption)”) came from by Ignas Bagdonas (Equinix). Ignas focussed on the aftermath of total encryption deployment for the different network technologies, revealed common trends, described IETF efforts in addressing the issues, and urged discussion on the subject.

A new subject for ENOG was the Internet of Things (IoT). Carsten Bormann (Universität Bremen TZI, IETF CoRE WG, IRTF T2T RG) presented the history of IoT and brought forward the idea of the importance of Internet Protocol for IoT. His presentation also analysed current deployment models and protocols, and concluded that security is the real key to IoT evolution. At the end of the first day, a BoF session devoted to IoT was run by Alex Semenyaka (RIPE NCC), who presented the description of IoT activities inside the RIPE community and predicted the creation of an IoT Working Group at the RIPE 75 Meeting in Dubai. Anton Baskov shared his view of the importance of IoT technologies for operators’ business. This was followed by a lively discussion with the main conclusions of the importance of hardware vendors’ involvement and the crucial role of protocol unification.

Anton Makarov (Gateflow) presented on SDN technology, highlighting his work “Telco Transport SDN: lessons learned”, that described why the initial SDN approaches to transport networks failed and how SDN is becoming increasingly used in large telcos.

The last hot topic was the discussion of content in-transit blocking. It began with the panel session, “Impact of content blocking on internet infrastructure”. At the beginning of the panel, Alex Semenyaka stated several axioms that allow making the discussion fruitful (no politics; there are some cases when blocking could be appropriate measure; the scope of blocking should be reasonable and should not break the human and civil rights). Also, he presented the overview of the content blocking practices in different countries and documents, created by different bodies (e.g. The General Assembly of UN, The European Court of Human Rights, Council of Europe, OSCE, ISoC, IETF, EFF).

Philipp Kulin described the current blocking practices in Russia, construed the systematic mistakes made by regulators and the problems emerging due to these mistakes. He mentioned possible evolution paths of these practices and warned concerning the consequences for the business of operators.

The next speaker, Artyom Gavrichenkov (Qrator Labs), explained the technical complexity of DPI deployment in a high-bandwidth transport network. Anton Baskov, also on the panel, expressed confidence that the effectiveness of in-transit content blocking is low, and will become lower still, illustrating the idea with the accepted and developing Internet standards. He concluded that the only way to enforce such blocking is the pervasive monitoring deployment that will be a very heavy economic burden for the Internet industry. He made the conclusion that the most efficient way to achieve the goals of such blocking is the combination of simple technical approaches with operational-search activities and investigations by Law Enforcement Agencies (LEAs).

At the end of the session, Yuri Kargapolov rolled out the list of the administrative issues, created by the necessity of the Internet blocking, speculated on the cost of addressing them, and asserted the necessity to minimise actions taken on the Internet and maximise the actions taken in real life to increase the effectiveness of these intentions.

Alexander Isavnin, together with Oleksii Samorukov, presented the talk “The Collateral Damage of Internet Censorship”. He analysed, in short, content blocking from the point of view of the IP network architecture and described in detail their view on the damage created by current blocking practices in Russia. He urged the community to self-organise to prevent this damage.

ENOG 14 saw the introduction of the ENOG Fellowship programme, launched by the RIPE NCC. There were four Fellows selected: Kristina Hakobyan, Ucha Seturi, Bahrom Nasirdjano and Denis Mikhlevich. All of them actively participated in the discussion from the floor, and Denis Mikhlevich prepared the lightning talk, highly appreciated by the audience.

The meeting presentations were given in English and Russian. On-site translation facilities were provided to attendees. The presentations are available in the archive and session videos in both English and Russian are available on the ENOG YouTube Channel.

The ENOG 15/RIPE NCC Regional Meeting will take place in Moscow, Russia on 4-5 June 2018.