Отчет о конференции — ENOG 18

Отчет о конференции

Региональная конференция ENOG 18/RIPE NCC прошла онлайн 7—8 июня 2021 года. Организатором встречи выступила RIPE NCC.

На ENOG 18 было зарегистрировано 355 посетителей из 39 стран региона ENOG и не только. 118 из них участвовали в конференции впервые.

121 посетитель зарегистрировался в удаленных центрах вещания. ENOG впервые проводилась с использованием таких центров. Они находились в Москве (организован совместно CCTLD.RU/.РФ и TCI), Санкт-Петербурге (организован MSK-IX), Киеве (организатор «Адамант») и Ереване (организован совместно НПО «Общество Интернета» и Союзом операторов Армении).

Больше всего участников было из России (157), Армении (45) и Украины (26).

УЦВ в Киеве

Удаленный центр вещания, Киев

УЦВ в Москве

Удаленный центр вещания, Москва

УЦВ в Ереване

Удаленный центр вещания, Ереван

1-й день

Конференцию ENOG 18 открыл вступительным словом председатель Программного комитета ENOG Артём Гавриченков. Затем председатель RIPE Мирьям Кюне рассказала о событиях RIPE 82 и новостях сообщества RIPE.

Заседание продолжил Ханс Петтер Холен (управляющий директор RIPE NCC), который рассказал о последних мероприятиях и планах RIPE NCC.

Первое пленарное заседание завершилось блиц-докладом Кевина Мейнелла («Общество Интернета»), который представил «Серию виртуальных пиринговых мероприятий в Центральной Азии». Серия представляет собой ряд виртуальных событий для распространения информации о преимуществах пиринга и развития точек обмена трафиком в этом регионе.

На втором пленарном заседании первого дня Александр Зубков (Qrator Labs) рассказал о циклах маршрутизации. Александр поделился подробностями исследования проблем циклов с использованием моделирования и статистики, в том числе статистики ENOG.

Пленарное заседание продолжил Игнас Багдонас (Equinix), который представил инструменты управления BGP и объяснил суть связанных с ними проблем, историю предыдущих попыток решить их, а также упомянул о том, какой опыт был взят на вооружение и что предлагается предпринимать далее. В завершение доклада Игнас попросил профессиональное сообщество продолжить свое участие в улучшении инструментов.

Во время последнего доклада дня Натали Тренаман (RIPE NCC) поделилась новостями RPKI. Она рассказала о новой процедуре аудита и проверки соответствия RPKI RIPE NCC и о том, как в сети RIPE NCC теперь выполняется проверка источника маршрута RPKI на AS3333. Натали упомянула и о других нововведениях, среди которых отказ от средства проверки RPKI и другие планы.

После пленарного заседания Чигдем Гюр Шенол (RIPE NCC) провел практическое занятие. На занятии рассматривалось, как использовать RPKI при принятии решений о маршрутизации; был предложен обзор инфраструктуры RPKI и процесса создания авторизации источника маршрута (ROA) на портале LIR RIPE NCC, а также принципов проверки источника.

2-й день

Второй день начался с доклада Алены Муравской (RIPE NCC), которая рассказала о том, как стать владельцем ресурса; какие последствия имеет исчерпание адресов IPv4, как идет внедрение IPv6 и как продвигается новый проект перевода.

Пленарное заседание продолжила Карен О’Донохью («Общество Интернета»), которая представила информацию о безопасности сетевого времени (NTS). Карен рассказала о состоянии стандартов NTS, их внедрении и о том, на какой стадии развертывания они находятся.

Фредерик Луи (GÉANT / RENATER) представил проект RARE (Router for Academia, Research and Education — «Маршрутизатор для научных, исследовательских и образовательных учреждений»). Цель проекта — определить, соответствует ли решение, предлагаемое платформой программ для маршрутизации, потребностям исследований и образования. Он пояснил, почему проект является актуальным, рассказал о примерах использования RARE, о концепции проекта и описал переход к производственной фазе. Фредерик просил участвовать в реализации проекта и отправлять отзывы. Фредерик просил участвовать в реализации проекта и отправлять отзывы.

Последнее пленарное заседание продолжил Олег Муравский (RIPE NCC), который кратко рассказал о новостях службы маршрутной информации (RIS) RIPE NCC и поделился планами улучшения качества ее работы. Затем выступила Оксана Приходько (Европейская медиаплатформа iNGO), которая рассказала о продолжающемся диалоге с участием многих заинтересованных сторон касательно интеграции Украины в единый цифровой рынок ЕС и кратко остановилось на возникших препятствиях. Оксана просила сообщество ENOG присылать рекомендации по поводу возможного решения этих проблем.

На заседании единомышленников Алекс Семеняка (заместитель председателя ПК ENOG) выступал в качестве модератора обсуждения Устава ENOG. Антон Басков (член ПК ENOG) рассказал о проблемах, с которыми он столкнулся в связи с форматом конференций ENOG. Он отметил, что Устав ENOG предусматривает не только обсуждение технических вопросов, но и открытую платформу для участия в решений проблем, влияющих на регион.

По его словам за последние несколько лет продолжительность конференций сократилась. Кроме того, событие меньше освещается в СМИ и привлекает меньше участников из числа профессионального сообщества.
Он также отметил, что некоторые мероприятия — такие как встреча единомышленников, круглые столы и дискуссии — тоже были сокращены, что отрицательно повлияло на будущее Устава ENOG.

Алекс заметил, что эта проблема могла возникнуть по следующей причине: члены программного комитета (ПК) ENOG не избираются сообществом ENOG и могут уйти со своей должности только добровольно. Посещаемость конференций ENOG членами ПК также довольно низкая. Он также сказал, что нет четкого распределения задач среди членов ПК ENOG. Алекс привел пример Ближневосточной группы сетевых операторов (MENOG), где секретариат MENOG отвечает за организацию конференций. Далее он отметил, что в программе должно быть больше предложений и докладов членов сообщества, а не RIPE NCC

Затем Алекс предоставил участникам слово для обсуждения этих вопросов. Несколько участников поделились своими мыслями. Одно из предложений состояло в том, чтобы изменить формат ПК ENOG и сделать его похожим на ПК RIPE. ПК RIPE избирается членами сообщества на срок проведения четырех конференций. Это гарантирует ротацию участников, а новые люди будут иметь возможность войти в состав ПК и инициировать изменения.

Другой участник сказал, что конференции ENOG достаточно узко специализированные и потому логично, если они имеют более низкую посещаемость, чем конференции RIPE. Кроме того, не следует забывать о геополитических проблемах региона, вызывающих разногласия среди участников.

Все согласились, что сообществу необходимо переосмыслить позиционирование конференций ENOG и что всем странам региона следует предпринимать совместные усилия в этом направлении с привлечением официальных лиц, которые могут способствовать обмену знаниями и опытом.

Алекс попросил участников поделиться своим мнением через список рассылки ENOG для поиска оптимальных вариантов:
https://www.enog.org/mailing-list/

Встречу завершил Артём Гавриченков (председатель ПК ENOG), который сообщил статистику конференции и поблагодарил всех за участие в обсуждениях.

Доклады были предложены на английском и русском языке. Синхронный перевод был предоставлен участникам через платформу Meetecho. Доклады доступны в архиве. Видео заседаний предлагаются на канале ENOG YouTube на английском и русском языке.

Еще раз благодарим нашего спонсора ISOC, организаторов удаленных центров вещания и всех участников, как виртуальных, так и присутствовавших физически.

Обращаем ваше внимание на дату следующей конференции ENOG 19: 20—21 июня 2022 года!

Чтобы оставаться в курсе новостей:

Подпишитесь на список рассылки ENOG
 

Подпишитесь на нас в социальных сетях:

Facebook: ENOG.org
Twitter: @ripencc
#ENOG19

Meeting Report – ENOG 18

Meeting Report

The ENOG 18/RIPE NCC Regional Meeting took place online from 7-8 June 2020. The meeting was hosted by the RIPE NCC.

ENOG 18 saw 355 attendees registered from a total of 39 countries across the ENOG region and beyond. 118 of those attendees joined the meeting for the first time.

121 attendees checked in at the Remote Broadcast Hubs. This was the first time Remote Broadcast Hubs have been held at ENOG and participants attended hubs in Moscow, co-hosted by CCTLD .RU/.РФ and TCI, St. Petersburg hosted by MSK-IX, in Kiev the hub was hosted by Adamant, and Yerevan was hosted by the Internet Society NGO and Union of Operators of Armenia.

The most represented country was Russia, with 157 attendees in total, followed by Armenia (45), and Ukraine (26).

RBH Kyiv

Remote Broadcast Hub – Kyiv

RBH Moscow

Remote Broadcast Hub – Moscow

RBH Yerevan

Remote Broadcast Hub – Yerevan

Day 1

ENOG 18 opened with a welcome speech from Artyom Gavrichenkov (ENOG Programme Committee Chair) followed by a talk from the RIPE Chair, Mirjam Kühne, who gave an overview of what happened at RIPE 82 and what’s happening in the RIPE community.

The session continued with Hans Petter Holen (RIPE NCC’s Managing Director) who spoke about the RIPE NCC’s latest activities and plans.

The first plenary session ended with a lightning talk from Kevin Meynell (Internet Society) who presented the Virtual Peering Series – Central Asia, a series of virtual events to raise awareness of peering benefits and encourage development of IXPs in this region.

In the second Plenary on Day 1, Alexander Zubkov (Qrator Labs) presented on Routing Loops. Alexander shared details of a study on the problems of loops with simulations and statistics, including ENOG specific rooting loop statistics.

The plenary session continued with Ignas Bagdonas (Equinix) who presented on BGP Instrumentation, explaining what the problems are, a history of previous attempts at various solutions, the lessons learnt and a proposed way forward. At the end of the presentation, Ignas welcomed involvement from the community going forward.

In the last presentation of the day, Nathalie Trenaman (RIPE NCC) presented an RPKI Update. She talked about the new RIPE NCC RPKI compliance and audit process and how the RIPE NCC network is now running RPKI Route Origin Validation on AS3333. Nathalie went through other developments including deprecating the RPKI Validator and what is coming soon.

After the Plenary, there was a tutorial by Çiğdem Gür Şenol (RIPE NCC). The tutorial looked at how to use RPKI in routing decision workflows and an overview of the RPKI framework, how to create Route Origin Authorisations (ROAs) in the RIPE NCC LIR Portal and how Origin Validation works.

Day 2

The second day started with a presentation by Alena Muravska (RIPE NCC) who provided an introduction on becoming a resource holder, what post IPv4 run-out means for the community, moving forward with IPv6 and information about the new translation project.

The Plenary continued with Karen O’Donoghue (Internet Society) who presented on Network Time Security (NTS). Karen presented the status of NTS standards, implementations and where we are on the road to deployment.

Frederic Loui (GÉANT / RENATER) presented on the RARE (Router for Academia, Research and Education) project which focuses on determining if a routing software platform solution can fit research and education. He presented on why it was happening now, RARE use cases, the vision and looked ahead to a transition to production. Frederic welcomed involvement and feedback from the community.

The last plenary session continued with Oleg Muravskiy (RIPE NCC) who gave a quick update on the RIPE NCC’s Routing Information Service (RIS) and shared plans to improve the service. He was followed by Oksana Prykhodko (iNGO European Media Platform) who presented on the ongoing multi-stakeholder dialogue on the Ukrainian way into the EU Digital Single Market and shared the barriers they are facing at the moment. Oksana welcomed any feedback from the ENOG community on how to resolve these issues.

At the BoF session, Alex Semenyaka (ENOG PC Vice Chair) moderated a discussion on the ENOG Charter. Anton Baskov (ENOG PC member) shared issues with the ENOG meeting format he has experienced. He noted that the ENOG Charter has been formed not only to discuss technical issues, but also to offer an open platform for all organisations to participate and address issues affecting the region.

Over the past few years, he said the meetings have been reduced in duration and have less media coverage as well as limited participation and engagement from the community.
He continued to say that several activities such as BoFs, roundtables, and discussions have also been reduced which has had a negative impact on the future of the ENOG Charter.

Alex pointed out that three areas could be attributed to this problem: The ENOG Programme Committee (PC) members are not elected by the ENOG community members, and they can only step down voluntarily. Attendance from PC members at ENOG meetings has also been rather low. He also said that there is no clear distribution of tasks among the ENOG PC. He used an example of the Middle East Network Operators Group (MENOG), where the MENOG Secretariat is responsible for organising the meeting. He continued to say that the programme needs more input and presentations from the community, rather than the RIPE NCC.

Alex then opened the floor to participants to discuss these issues and stimulate a discussion. Several participants shared their thoughts. One suggestion was to change the format of the ENOG PC and make it similar to the RIPE PC. The RIPE PC is elected by members and serves for a four-meeting term. In this way, members are on rotation and new people can join the PC and instigate change.

Another participant shared that ENOG meetings are quite niche and are expected to have lower attendance than the RIPE Meetings. There are also geopolitical problems in the region which cause division amongst attendees.

There was an overall consensus that the community needs to re-think the positioning of the ENOG meetings, that this should be a joint effort from all countries in the region and an invitation to government officials to join and facilitate an exchange of knowledge and expertise is needed.

Alex asked participants to share their own opinions on the ENOG mailing list to find solutions:
https://www.enog.org/mailing-list/

The meeting closed with Artyom Gavrichenkov (ENOG PC Chair) who shared statistics of the event and thanked everyone for attending and participating in the discussions.

The meeting presentations discussed were given in English and Russian. Simultaneous translation was provided to attendees via the Meetecho platform. The presentations are available in the archives and session videos in both English and Russian and are available on the ENOG YouTube channel.

Thank you again to our sponsor ISOC, the Remote Broadcast Hubs hosts and all attendees who participated virtually or on-site.

Save the date for ENOG 19: 20-21 June 2022!

For updates:

Subscribe to the ENOG mailing list
 

Follow us on social media:

Facebook: ENOG.org
Twitter: @ripencc
#ENOG19